Якутск Вторник, 25 Сентября
Телефоны рекламного отдела:

Информационный портал «Блокнот Якутска» – это не только самые свежие и интересные новости города, но и своеобразный справочник Якутска, который помогает найти нужный товар и услугу или партнеров по бизнесу.

Наш портал работает ежедневно и круглосуточно. Здесь вы можете узнать о самых интересных событиях в жизни города, а также активно участвовать в обсуждении прочитанного.

Хотите быть в курсе всего? Начинайте свой день с нашим сайтом.

Дикий Запад. «Добропорядочных» ленчан на пальцах считают

Общество, 10.02.2018 08:53
Дикий Запад. «Добропорядочных» ленчан на пальцах считают

Фото: Блокнот Якутск

Пробив с оружием в руках одно направление, жители четырех ленских поселков уперлись в другое. С «Сургутнефтегазом» они договорились. Но проезд вдоль нефтепровода ВСТО по-прежнему закрыт. Зачастую на западе Якутии это единственная дорога до больницы, Пенсионного управления и органов районной власти. Но чужие здесь не ходят…

Тревожные вести из Ленского района приходят с пугающей регулярностью. Республика долго не хотела замечать, как больше 10 тысяч жителей Витима, Пеледуя, Иннялы и Толона фактически оказались в резервации на своей земле без права выезда. Единственные две дороги на большую землю контролируются «Сургутнефтегазом» и нефтепроводчиками ВСТО. И только с их согласия и позволения можно покинуть зону.

Глава Ленского района Жумарт Абильманов попробовал жить как все. 24 января, направляясь на встречу жителей Витима с журналистами, он выехал на притрассовую дорогу ВСТО. Охране не представился и тут же уперся в опущенный шлагбаум. Главе района пришлось вернуться на переметенный зимник, чтобы как все доехать до Витима. Сегодня Жумарт Абильманов рассказывает такую версию. А 24 января на встрече в Витиме он заявил: «Я разберусь, что произошло. Может быть, мои специалисты поздно подали заявку. А может, это отношение «Транснефти» ко мне».

Для тысяч жителей четырех населенных пунктов Ленского района притрассовая дорога ВСТО зачастую остается дорогой жизни. Летом в райцентр можно добраться по реке, зимой по ленскому льду, в межсезонье власти дотируют авиаперевозки. Но трасса вдоль нефтепровода – единственная круглогодичная надежная связь с райцентром. Если на нее не пускают главу района, то что говорить о других. В якутской глубинке вам охотно расскажут, как служба безопасности ВСТО опустила шлагбаум перед автобусом с детьми, ехавшими в Ленск на Ёлку главы. Или как на трассу не пустили дедушку, решившего прожить остаток дней на малой родине в Толоне. После многочасовой тряски по зимнику он умер, едва добравшись до дома. И все вроде бы по закону: дорога технологическая, может использоваться только для обслуживания нефтепровода и всем подряд ездить по ней запрещено. Такой замкнутый круг опять упирается все в тот же вопрос: а где ездить, если зачастую ездить больше негде.

16 января на пресс-конференции глава Якутии Егор Борисов заявил, что проблема проезда по ведомственным дорогам решена. «Для добропорядочных людей, для тех, кто непосредственно ездит по установленным правилам, там никаких проблем нет», - сказал Ил Дархан. И предложил отправить в зону конфликта журналистский десант.

История конфликта

3 февраля 2015 года пеледуйский предприниматель Валерий Лейкин на двух своих машинах пытался прорваться на зимник Мирный – Усть-Кут. Единственная дорога к нему проходит через нефтепромыслы «Сургутнефтегаза». Служба безопасности корпорации завернула Лейкина, а он в ответ на весь день перекрыл дорогу. Разгоняя охрану, стрелял из газового пистолета в воздух. А когда Лейкина крутили при помощи подоспевшего наряда полиции, сломал одному из них нос. За буйный характер предпринимателя бросили в камеру, а потом осудили на 3,5 года условно. Но его поступок обсуждала вся страна. И дальше мириться с ограничением права тысяч жителей на передвижение по своей земле было уже невозможно.

«Сургутнефтегаз» установил ясные правила проезда по своей дороге. Пожалуй, по праву ее называют лучшей в Якутии. Асфальтовый автобан «сургуты», как называют компанию местные, проложили там, где до них была только просека. Оцепили контрольно-пропускными пунктами, а местным сказали: легковые бесплатно, за грузовики придется платить. Из перечня платных грузов исключили то, жить без чего нельзя.

Но программа дала сбой, когда в декабре 2017-го служба безопасности «сургутов» задержала на КПП машину с мукой. В ответ витимский предприниматель Виктор Миронов поднял цену своего батона с 40 до 70 рублей и пригрозил вовсе закрыть единственную в поселке пекарню. Машина с мукой в Витим все-таки доехала. А прокуратура пришла к Миронову, пригрозив ответственностью за повышение цены на хлеб. Как говорится, ситуацию разрулили, но скандал, получивший в народе название «хлебное дело», стал поводом для новых разговоров с «сургутами».

«А так бы базар получился»

В Витим журналисты прибыли за полночь. Их разместили в вахтовом поселке «сургутов» за пределами Витима. А дальше все было как по нотам.

Александр САМОРЦЕВ, член Общественной палаты РС (Я):

- В девять утра в администрации Витима собрали недовольных предпринимателей и объявили: журналисты приехали поздно ночью, отдыхают. Поэтому давайте поговорим без них. Помещение для разговора выбрали махонькое. Там если человек 20 входит, дышать нечем. Потом появляется Александр Оглы (заместитель генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» - С.С.). Ведет себя по-хамски, как строгий отец с провинившимися детьми, хотя люди там и старше его были. Весь разговор проходит вокруг дороги «Сургутнефтегаза». А там практически проблем нет. Люди по их дороге ездят беспрепятственно. Но есть определенные неудобства, что приходится паспорта предъявлять, сумки показывать, за некоторые грузы плата взимается. Но, в общем, «сургутам» нужно сказать спасибо, они многое делают.

Главные же вопросы у нас не к «сургутам», а к нефтепроводчикам. Но их то на встрече не было. А Оглы, естественно, все претензии к «Транснефти» отметает – другая компания.

Когда же на встрече все выговорились, выпустили пар, нам дали подписать листок – якобы протокол собрания. Там просто графы: фамилия, место работы, подпись и никакого текста. Я говорю: «Дайте почитать, под чем подписываюсь». А мне: «Ну под тем, о чем мы сегодня говорили». Пустой листок я отказался подписывать.

Разговор был долгим, многие с него ушли. А к появлению журналистов в зале появились другие жители. И стали по очереди выступать, какая замечательная компания «Сургутнефтегаз». Еще раз повторю: к «сургутам» действительно серьезных вопросов нет. На этот разговор должны были приглашать ВСТО, но их там не было. То, что глава республики сказал, что добропорядочные жители могут везде ездить, так у нас тогда человек десять (!) на весь Ленский район таких «добропорядочных». Всем остальным выезд на дорогу нефтепроводчиков запрещен. А ведь мы по своей родине ходим. На все вопросы нам отвечают, что такие правила, и не они их придумали.

Айталина НИКИФОРОВА, редактор «Блокнота-Якутска»:

- 16 января на пресс-конференции Ил Дархана я спросила его по поводу взаимоотношений с недропользователями на примере Ленского района. В ответ Егор Борисов предложил все увидеть своими глазами и через неделю журналистским десантом мы вылетели в Ленск. Там к нам присоединились три местных журналиста. И за пять часов по прекрасным дорогам «Транснефти» и «Сургутнефтегаза» мы проехали больше 300 км. Утром нас забрали из вахтового поселка и повезли по социальным объектам Витима.

Мы понятия не имели, что в это время в администрации поселка уже собрали людей на встречу, которую, собственно, проводили именно для нас. Когда же нас туда привезли, то все были уже достаточно спокойны. Предприниматели пришли с «сургутами» к определенным договоренностям, и все стрелки перевели на главу Витима Виктора Ни. Александр Оглы сказал, что никаких квот для провоза грузов по дороге «Сургутнефтегаза» компания не устанавливала. Все полномочия по составлению списков переданы местной администрации. А там установили, что в месяц две машины предпринимателей бесплатно, остальные за деньги. Оглы также подчеркнул, что плату взимают только за коммерческие грузы, а продукты и товары для социальных учреждений пропускают бесплатно. В ответ Виктор Ни заявил, что решение про две бесплатные машины в месяц им принималось совместно с предпринимателями.

 

К Виктору Ни у витимских предпринимателей были большие вопросы. В частности, еще до появления журналистов ему припомнили, как осенью он шантажировал коммерсантов: дадите миллион на замену окон в больнице - будете ездить через «сургутов», не дадите – не будете. А это уже предмет уголовного разбирательства. Глава Витима прекрасно понимает, чем ему могут грозить такие обвинения земляков, поэтому от всего открещивается.

Виктор НИ, глава Витима:

- Все это вранье, ничего не было. То, что говорили предприниматели, еще не значит, что это было. Где протокол?

- Виктор Павлович, на встрече в Витиме выяснилось, что вы сами устанавливаете правила проезда по дороге «сургутов»…

- Ничего подобного. Я их дорогой не распоряжаюсь. У меня никаких нормативных документов не было. Никаких правил проезда я не устанавливал. Продукты питания возят все бесплатно. Но, если обманут, фуру вскроют, а там не продукты, то это уже другой разговор.

- А для чего нужно было собирать предпринимателей до встречи с журналистами?

- А так бы базар получился. А мы все заранее обговорили, все вопросы решили.

- Если с «сургутами» всё более-менее ясно, то как обстоит дело с проездом до Ленска? Зимник у вас постоянно переметает, из-за чего была проблема о своевременной доставке январской пенсии – просто боялись, что машина не пройдет.

- Сегодня зимник работает – вчера до Пеледуя его прочистили. Я лично привез из Ленска почту и пенсии.

Жумарт АБИЛЬМАНОВ, глава Ленского района (избран 26 ноября 2017 г.):

- 24 ноября, когда мы подъехали к КПП «Транснефти», я сказал водителю, чтобы он не говорил, что везет главу района. Я хотел посмотреть, как работает система. Когда нас не пропустили, я также не стал представляться, и мы поехали на зимник. Если бы я представился, то нас, конечно же, пропустили.

- Как решается проблема строительства круглогодичной муниципальной дороги из Ленска до Витима и Пеледуя? И почему к этому зимнику сегодня столько вопросов?

- Тендер на прокладку и обслуживание зимника нынче выиграла компания, которая не имела ни техники, ничего. В конце января мы расторгли с ней контракт, и сейчас там другой подрядчик, с которым, думаю, проблем не будет. Сейчас зимник чистят нормально. Что касается строительства круглогодичной дороги, то у меня пока до нее просто руки не дошли. Меня избрали два месяца назад. Сейчас мы отчеты перед населением закончили. И я запросил данные по дороге, которую давно планировала строить администрация района. В ближайшее время соберемся и посмотрим, как ее делать.

- Но ведь она стоит миллиарды, которых нет в бюджете района.

- Но это прокуратура насчитала миллиарды. Теперь мы сами посчитаем. У нас много транспортных компаний, которые заинтересованы в этой трассе. У них есть техника, попросим принять участие. Напишем программу, примем ее на депутатской сессии. Будем работать методом народной стройки.

ВДОГОНКУ

После истории с Лейкиным в Витим и Пеледуй потянулись толпы проверяющих и представители власти. Местная прокуратура срочно подготовила иск к администрации Ленского района, признав ее бездействие незаконным. Тогда прокуратура считала, что местным бездорожьем «нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц».

И 15 июня того же 2015 года Ленский районный суд поддержал иск прокуратуры, обязав муниципальные власти за пять лет построить дорогу от Ленска до Витима, Пеледуя, Иннялы и Толона. Тогда ее стоимость оценивалась в 9 млрд рублей. Администрация района обжаловала решение Ленского суда. Но и Верховный суд РС (Я) встал на сторону прокуратуры и ленчан – дорогу нужно строить.

Игры в справедливость закончились, когда за дело взялась лично председатель Верховного суда Якутии Людмила Горева. В феврале 2016-го великолепная пятерка судей под ее председательством отменила ленское решение и вернула дело на повторное рассмотрение, постановив: «Объективных и бесспорных доказательств в обоснование своих доводов прокурор не представил. Существующий зимник между населенными пунктами является регулярной автомобильной дорогой. В связи с этим нельзя утверждать, что администрация района бездействовала».

И, как будто ради смеха, 1 апреля 2016-го Ленский районный суд заново изучил документы прокуратуры и в иске полностью отказал.

Прокурор Ленского района Владимир Рабинович сообщил, что это решение они обжаловать не стали: а зачем, если Президиум ВС Якутии свое слово уже сказал. Таким образом, дорогу в Ленском районе строить никто не обязан. Такое впечатление, что опять ждут, когда кто-нибудь за свои права выйдет с оружием.

Источник: Сергей СУМЧЕНКО, Якутск Вечерний

 

Новости на Блoкнoт-Якутск
ЛенскВитимПеледуйленские дорогиВалерий ЛейкинЖумарт АбильмановТранснефтьТранснефть-ВостокСургутнефтегаз
2
0

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое